Стратегическая сессия - как инструмент, достижения целей клининговой компании.
Как формировать цели
Если ты не знаешь куда идешь, любой путь приведет тебя туда ⎼ примерно так строила свой маршрут Алиса по стране чудес. Но твой бизнес это не сон, а реальность требует более конкретных направлений. Мы помогаем навести порядок в бизнесе и делаем руководителей клининговых компаний счастливыми.
Более реальный персонаж (говорят, что это был Сунь-Цзы) сказал: “Стратегия без тактики ⎼ это мечта, тактика без стратегии ⎼ это кошмар”. Если сравнить достижения странной девочки и китайского полководца, то второму хочется довериться больше. Не просто же так любой коуч, разбуженный посреди ночи, ключевым инструментом формирования целей и планирования пути их достижения назовет стратегическую сессию. Это такой структурированный процесс, который позволяет коллективу компании (можешь, конечно, и один этим заниматься) работать над анализом текущего положения, определением направлений развития, и созданием реалистичных, достижимых целей. Ну, то есть, как раз то, чего не хватало Алисе.
Кстати, ты же понимаешь зачем это надо? На всякий случай уточню ⎼ стратегическая сессия помогает перейти от идей (которые в твоей голове рождаются тоннами и там же умирают, так и не реализовавшись) к действиям, обеспечивая структурированный и осмысленный подход к достижению целей твоего клинингового бизнеса.
Коль уж процесс этот структурированный давай разобьем его на этапы.
1. Подготовка и определение контекста
Предположим ты задумал провести такую сессию и выбираешь дату. Не спеши! Собрать всю команду можно и завтра, вопрос ⎼ зачем? Без качественной подготовки ваша встреча будет выглядеть примерно так: "Давайте начнем с миссии и видения… и потеряем два часа на обсуждение, как правильно поставить запятую." А ты ведь не для галочки стратегическую сессию задумал. Поэтому перед началом сессии важно определить цель встречи. Например: "Определить ключевые цели на ближайший год" или "Разработать стратегический план для выхода на новый клининговый рынок". На этом этапе необходимо:
Собрать данные о текущем положении дел (поможет анализ среды, SWOT-анализ).
Определить участников сессии и их роли.
Подготовить материалы и инструменты, которые понадобятся в работе.
2. Выгрузка текущей ситуации
На этом этапе важно создать общее понимание исходной точки, то есть видение ее с разных, так сказать ракурсов. Согласись, что ты и менеджер какого-нибудь объекта, который обслуживает твоя компания даже на ведро смотрите по-разному. Ты в этом сакральном предмете чего-то важного не замечаешь, просто потому что далеко от него сидишь. Что уж говорить о процессах, которыми рулит менеджер, а не ты… Тут могут пригодиться разные методы, например:
Мозговой штурм, когда участники формулируют ключевые вызовы и возможности.
Карта текущего положения, позволяющая визуализировать проблемы, сильные стороны и ресурсы.
Обратная связь от команды и/или клиентов твоего бизнеса, чтобы учесть разнообразные точки зрения.
3. Формулирование целей
Это важно, потому что как корабль назовешь, так он и поплывет. Ты же свой клининг не на дно пустить собираешься, а мечтаешь о процветании. Так что стоит тебе (лучше, конечно, делать это не одному) заморочиться и, формулируя цели, учитывать следующие принципы:
SMART ⎼ цель должна быть конкретной (Specific), измеримой (Measurable), достижимой (Achievable), актуальной (Relevant) и ограниченной во времени (Time-bound), вот последний пункт, про время, касается только краткосрочных целей. Почему?! Об этом подробнее можно узнать пройдя обучение на курсе по формированию Бизнес Мечты для своей клининговой компании. Именно чтобы достичь Бизнес Мечту мы и формируем долгосрочные и краткосрочные цели на стратегических сессиях, а потом работаем, реализовывая их шаг за шагом.
Стратегическая значимость ⎼ цель должна быть согласована с общей миссией компании и её Бизнес Мечтой.
Баланс между амбициозностью и реалистичностью ⎼ важно найти золотую середину между вызовом и возможностями.
4. Построение маршрута
После формулирования целей необходимо определить пути их достижения (повторюсь, ты же всем этим не для галочки занимаешься, а ради результата?) Если просто прописать цель, то она так и останется висеть приколотой к стене: цель без плана ⎼ это просто желание. Поэтому вздохни тяжело (понимаю ⎼ устал) и продолжаем. Разбиваем цели на задачи, то есть на такие ступеньки, каждая из которых подразумевает конкретное действие. Действий может получиться много, чтобы не растеряться (или не остыть) определяем приоритеты ⎼ какие задачи требуют внимания в первую очередь. И, что очень важно, определяем метрики успеха, то есть как будет измеряться прогресс, радуя тебя каждый раз, когда ты будешь видеть, что процесс движется в заданном направлении.
5. Планирование ресурсов и сроков
Для реализации целей важно понимать, какие ресурсы понадобятся ⎼ время, люди, деньги, технологии. План должен учитывать ограниченность ресурсов и способы их оптимального распределения. Можно, конечно, хотеть выдавить из региона всех конкурентов и стать клининговым монополистом, но… оно тебе надо? Есть ведь и более вегетарианские способы достижения успеха, просто надо поставить правильные цели.
6. Принятие ответственности и контроль исполнения
Какой бы величины не была твоя компания нельзя все взваливать на себя ⎼ каждой задаче назначается ответственный, а также устанавливаются контрольные точки для мониторинга прогресса. Именно это поможет вовремя корректировать маршрут ⎼ пути господни, как известно, неисповедимы.
После окончания сессии важно зафиксировать результаты:
Подробный протокол с описанием целей, задач и сроков.
Четкие договоренности о том, кто и за что отвечает.
План коммуникации и отчетности.
Стратегическая сессия ⎼ это не просто процесс постановки целей, но и возможность укрепить дух команды. Общая работа над целями создает единую точку фокуса, повышает уровень вовлеченности и формирует ответственность у участников. Жизнь ⎼ это не только грязные тряпки. Наведи порядок в бизнесе, поставь правильные цели и живи счастливо! А мы поможем!
С Уважением, Анна Лихачева, руководитель консалтинговой компании “Системный Клининг”.