Блог Анны Лихачёвой

Конкуренты демпингуют?

«Они там вообще бесплатно работают, что ли?!» – знакомая фраза, да? Наверняка ты не раз сталкивался с ситуацией, когда участвуешь в тендере или просто даешь коммерческое предложение, а конкуренты предлагают цену в полтора, а то и в два раза ниже твоей. Первая реакция – злость, возмущение, мысль о том, что рынок сошёл с ума, а все вокруг – самоубийцы-демпингисты.

Но давай посмотрим правде в глаза, без эмоций. Почему так происходит? Конечно, есть те, кто работает в черную, экономит на налогах, зарплатах и химии – это отдельная история и не наши клиенты. Но часто причина не в том, что конкурент – безумный демпингист, а в том, что он сам не до конца понимает свою реальную себестоимость.

Плохо рассчитанная себестоимость – это как вести машину с заклеенным спидометром и пустым баком, надеясь на авось. Ты не знаешь, с какой скоростью едешь, сколько осталось бензина и когда точно заглохнешь. Что происходит у нас в бизнесе если не считать нормально себестоимость, это приводит к тому, что ты либо ставишь цену слишком высокую (потому что боишься продешевить, не зная нижней границы), либо слишком низкую (надеясь хоть что-то заработать), но в обоих случаях ты не управляешь своей маржой и не понимаешь реальной прибыльности каждого объекта.

Когда ты не знаешь свою себестоимость:

  • Твоя цена – это «потолок» или «палец в небо». Ты ориентируешься на цены конкурентов или просто на внутреннее ощущение «эта работа стоит X рублей».
  • Ты боишься торговаться или давать скидки, потому что не знаешь, докуда можно опуститься без ущерба.
  • Ты не можешь объяснить клиенту, почему твои услуги стоят столько, потому что твое ценообразование не подкреплено четкими расчетами, а основано на субъективных факторах или "опыта прошлых объектов".
  • Ты не понимаешь, какие объекты для тебя прибыльны, а какие – убыточны. В итоге можешь тратить ресурсы на работу, которая тебя разоряет.
  • Ты становишься легкой мишенью для демпинга, потому что твоя реакция – либо "сдаться", либо "тоже снизить цену", не понимая последствий.

Знание себестоимости – это суперсила и главное конкурентное преимущество, помимо качества. Когда ты точно знаешь, сколько тебе реально стоит выполнение конкретной услуги на конкретном объекте (с учетом всех прямых и косвенных расходов), ты получаешь:

  1. Уверенность в своей цене: Твоя цена не взята с потолка. Она обоснована. Ты знаешь, что в нее заложено: зарплаты, химия, оборудование, амортизация, налоги, аренда офиса (если есть), связь, транспорт – ВСЁ! И знаешь, какую прибыль ты хочешь получить сверху.
  2. Гибкость: Ты понимаешь свою минимально допустимую цену – ту «красную линию», ниже которой работать себе в убыток. В рамках допустимой маржи ты можешь давать скидки или предлагать разные пакеты услуг, не боясь разориться.
  3. Возможность продавать ЦЕННОСТЬ, а не цену: Когда ты уверен в своей цене, ты можешь спокойно объяснять клиенту, за что он платит. За качественную химию, за обученный персонал, за страховку ответственности, за контроль качества, за надежность, наконец! Ты продаешь не абстрактные «квадратные метры чистоты», а конкретное решение его задачи с гарантированным уровнем сервиса.

«Ко мне пришел клиент, которому другая клининговая компания насчитала на 30% дешевле. Я показала ему структуру нашей цены: сколько уходит на ФОТ, сколько на химию мировых брендов, сколько налоги и почему у нас есть "подушка" на амортизацию оборудования и обучение. Он понял, что за той низкой ценой – риск получить тяп-ляп или быстрое исчезновение компании с рынка. И выбрал нас, потому что наша цена была обоснованной за прогнозируемый и высокий результат».

  1. Фокус на прибыльные объекты: Ты можешь анализировать, какие виды работ или какие клиенты приносят тебе наибольшую прибыль, и концентрироваться на них.

Демпинг – это стратегия для тех, кто не видит дальше своего носа и готов работать ради оборота, а не ради прибыли. Это путь в никуда для серьезного бизнеса. Твоя стратегия должна быть в другом: знать свою истинную стоимость, устанавливать честную и обоснованную цену, подкреплять ее безупречным качеством и высоким уровнем сервиса. Именно это создает лояльных клиентов и устойчивый рост.

Начни с простого: сядь и разбери по косточкам хотя бы один свой типовой объект. Сколько часов работы? Сколько человек? Сколько ушло химии (бутылки/литры переведи в рубли)? Сколько потратили на дорогу? А теперь прибавь часть постоянных расходов: доля аренды (если есть), связь, налоги с ФОТ и с прибыли, реклама, даже чай/кофе в офисе – всё это тоже себестоимость! Поверь, ты увидишь много интересного.

Понимание своей себестоимости – это не просто цифры в таблице. Это основа для принятия ВСЕХ стратегических решений в твоем бизнесе. Это компас, который не даст сбиться с пути и утонуть в болоте демпинга.

Наведи порядок в своих финансах – и ты поймешь, что конкуренты не демпингуют - они просто не умеют считать. А ты научись и в этом мы поможем!

С верой в твою осознанную цену, Анна Лихачева руководитель консалтинговой компании "Системный Клининг".